На прошлой неделе в моем городе произошло, нашумевшее в интернете, событие: ученик снял на телефон, как его учительница очень эмоционально ругается на учеников, в том числе, матом.
Давайте рассмотрим этот случай, чтобы понять: почему так получается? Как учитель дошел до жизни такой? И что это, вообще, может быть: профессиональное выгорание, болезнь или невоспитанность?
Некоторые исходные данные из наших средств массовой информации:
Педагог – учитель русского языка, литературы и МХК. Стаж работы – 9 лет. У директора и завучей на хорошем счету. Награждена почетной грамотой управления образования г. Тулы.
Ученик – 8 класс (то есть, подросток примерно 14-15 лет), одноклассники теперь высказываются в пользу того, чтобы его выгнали из школы.
Теперь о причинах вызвавших такую реакцию учителя. Первая и самая вероятная: профессиональное выгорание. Что это такое? С медицинской точки зрения – невроз – состояние дезадаптации нервной системы. Синдром развивается в вследствие длительного воздействия интенсивных стрессоров. К данному расстройству склонны работники социальных профессий (соц.работники, врачи, учителя) и профессий, связанных с постоянным общением с людьми (менеджеры по продажам, диспетчеры, администраторы).
Для развития синдрома профессионального выгорания нужно сочетание нескольких стрессовых факторов:
1) Как уже упоминалось, постоянное общение с людьми
2) Психоэмоциональные нагрузки, которые неизбежно возникают при интенсивном общении
3) Повышенная нагрузка в целом: многочасовой рабочий день, сверхурочная работа, высокие требования по количеству и качеству выполненной работы.
4) Высокие требования к личности работника, такие как: терпеливость, сдержанность, вежливость, спокойствие. Что заставляет человека блокировать возникающие эмоции, как негативные, так и позитивные. Но они никуда из нервной системы не деваются. И сами собой не рассасываются.
5) Высокие требования к профессии: альтруизм, компетентность, работник как авторитет и пример для подражания
6) Большая ответственность
7) Низкая оцененность профессии в обществе, низкая оценка труда в целом.
В своем развитии расстройство проходит несколько стадий:
1) На первой – отмечаются расстройства памяти и внимания. У человека появляется несвойственная ранее забывчивость, ошибки в привычных действиях. На этом этапе работник объясняет происходящее, тем, что «просто устал, перетрудился».
2) Во второй стадии появляется эмоциональная несдержанность, реагирование, неадекватное ситуации, повышенная раздражительность, тревожность, слезливость. Теряется интерес к работе, нет новых идей, к вечеру нарастает слабость, а к концу недели – апатия, ухудшается ночной сон.
Психика стремительно теряет энергию и начинает всеми силами сигнализировать о неблагополучии. Если на этом этапе не предпринимать мер по восстановлению адаптационных ресурсов и изменению режима деятельности, а «заглушать» нервозность «успокоительными» средствами, развивается следующая стадия.
3) Третья стадия – депрессивные и психосоматические расстройства. На этом этапе резервы на адаптацию почти исчерпаны. Если их совсем мало – человек становится вялым, апатичным, безъинициативным, не хочет вставать утром, не хочет идти на работу, не хочет никого видеть, обязанности выполняет с большим трудом, «на автопилоте». В этот же период появляются боли в различных частях тела, головные боли, постоянное покашливание, упорные ларингиты и бронхиты, частые простуды, подъемы артериального давления, панические атаки – предболезненное состояние, за которым недалеко до реальных заболеваний: гипертонической и язвенной болезней, бронхиальной астмы и т.д.
Коварство синдрома профессионального выгорания в незаметности и постепенности прогрессирования состояния, которое сначала маскируется под обычную усталость. Таким образом, серьезность начинающихся проблем недооценивается.
Что мы имеем в ситуации с гневной учительницей?
Педагог – профессия первая в списке риска по проф.выгоранию. Постоянно общается с людьми, да с какими! Особенно достается учителю средней школы, который имеет дело с подростками. Это очень сложная категория людей: во всем сомневаются, спорят, самоутверждаются, стремятся выделиться, агрессивны, эмоционально неустойчивы, склонны к крайностям. Современные подростки – отдельная песня – ничего не хотят, за редким исключением, ничего не читают, кроме комиксов и твиттера (ВКонтакте, фейсбука), увлечений практически нет, двойки их не пугают, зато гонора и амбиций масса и сами кого угодно суицидом запугать могут. Ну, или в Питер улететь внезапно, доведя родителей до поседения.
Родители работают, как бессмертные пони, чтобы их чадушки ни в чем не нуждались, а в результате, подростки убеждены, что жизненные блага сами на них с неба падают и деньги сами собой заводятся. И управы на них, практически, никакой нет.
В настоящий момент, бедный учитель очень сильно ограничен в мерах воздействия на ученика (привет ювенальной юстиции!), хотя некоторым, как в царские времена, розги бы не помешали. Прямо при всех, в классе.
Нагрузки у учителей нечеловеческие. Каждый год из Министерства образования выходит какое-нибудь новое извращение. То – давайте объединять школы, то несколько школ с детскими садами (как в этом конгломерате всем работаться будет - никого не интересует), то - ЕГЭ введем, то английский обязательным экзаменом, то пятнадцать обязательных экзаменов в 11 классе. Не считая кучи различных бумаг, отчетов, расписок , табелей, тестов и проверок. При этом существуют некие нормы, по которым оценивается эффективность работы учителя. На мой взгляд, бесполезные, необъективные и неэффективные.
Оценить работу учителя может только будущее общество, для которых он воспитывает и образовывает будущих членов!
Я теряюсь в догадках: или в Мин.обре работают параноики со своими идеями переустройства мира, либо, натурально, враги своего народа. И их цель создать наиболее нервную обстановку для педагога и ученика, что бы у них «крыша поехала».
И, ведь, едет, едет и у тех и у других! Ежегодно лечу несчастных старшеклассников с изношенной нервной системой! Представляете себя учителем в отделении пограничных состояний? Говорить на повышенных тонах нельзя, у всех плохо с памятью, все апатичные и равнодушные, при этом, некоторые идиотски шутят, выкрикивают бредятину и ведут себя вольно, к действиям своим не критичны. А обижаться на них нельзя! Ониже(больные) дети!
Психиатру и то легче, правда! Уважения у людей к врачу немного больше. Но это пока не стал жизни учить и требовать соблюдения режима. Но врачу легче – не хочешь лечиться – до свидания! А как педагогу послать в дальнюю дорогу ученика? А как же личность будущего, вдруг будет загублена? Кто виноват? Педагог!
Раньше дисциплинировать строптивых подростков педагогам помогало общество, пионерско-комсомольские организации. Много чего было стыдно, а неблаговидное поведение открыто порицалось «перед лицом всего отряда». Именно такое воздействие эффективно для подростка, пытающегося реализовать свою потребность принадлежать группе. Отвержение – страшное наказание, позор!
Реально ли учителю в одиночку выполнять такую воспитательную работу? Влияния такого, к сожалению, не получится.
При таком раскладе, профессиональное выгорание «в ноль» у учителя может наступить года через два-три. Есть большие сомнения, что совместные усилия учеников, родителей и Министерства образования, не довели бы до выгорания самого Макаренко!
Молодых учителей в школу приходит катастрофически мало. Профессия непопулярная и малооплачиваемая. Идут, в основном, альтруисты, любящие детей и процесс обучения. И те постепенно теряют мотивацию и разум. Стало известно, что учительница, кричавшая на учеников уволилась. Ну и чего, в результате, добился неразумный подросток? Хотел посмеяться, а в результате лишился учителя русского языка (!). Будет теперь совсем не грамотным.
Учитывая, что одноклассники хотят его видеть от себя подальше – трудный подросток, явно. С гебоидным типом поведения. Для таких людей все смешно и понарошку. Поэтому они склонны погибать при глупых обстоятельствах, а в жизни вызываю раздражение у нормальных людей, неуместностью шуток.
Что касается наличия или отсутствия у учителя психического заболевания. Как психиатр сразу скажу – нет. Если судить по видео, психического заболевания у педагога нет. Есть невроз. Но это в рамках профессионального выгорания.
Теперь о воспитанности. Учитель, конечно, тоже человек, со своими личностными особенностями. И его тоже когда-то воспитывали. Этой учительнице, думаю, родители старались привить самое доброе и светлое. И знаете, какой парадокс мог случиться? Если ее, как раз, учили быть воспитанной и доброжелательной, любой ценой, не смотря не на что, она могла довольно долго (все-таки девять лет стажа!) с успехом давить свои реакции на глупость и лень учеников, пока не набралась критическая масса и не ослабела нервная система. Как результат - ядерный взрыв жуткое видео. Настоящий психопат грубый и наглый учитель, снявшего видео подростка сразу бы на место поставил, запугал неадекватностью и заставил себя уважать. Про него у гражданина рука бы снимать не поднялась! А в видео не психопатия, а крик отчаяния, по большому!
Резюме: все-таки я, как специалист, склоняюсь в пользу профессионального выгорания. Довели учительницу.
Что бы я стала делать как мама? По обстоятельствам. У нас в школе тоже есть интересный физрук, который грубит детям. Но мы всем классом его у себя поменяли, на более вменяемого. Долгая история была и победа родительского комитета, несомненно.
(с) Белынцева Елена Валерьевна, 2016г
г. Тула, ул. Болдина 93 4872-22-36-49, 915-699-88-90 |
|