Направление в психоаналитической психотерапии. Основы метода были намечены А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. Отойдя от предшествующей традиции и терапевтической техники психоанализа, он разработал и применил новые концепции психологической помощи. После отделения от Фрейда, Адлер быстро расширил концепцию своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в 1937 г. Далее метод разрабатывался его последователями.
Концепция Адлера основана на психоаналитических положениях, однако он отказался от энергетической модели либидо, заменив ее стремлением к значимости, и отверг трехкомпонентную структуру личности (Оно — Я — Сверх-Я), заменив ее моделью личности как неделимой единицы.
Для большей части последователей Адлера ни система интерпретаций, ни их содержание, ни глубина не являются тем решающим фактором, благодаря которому происходит исцеление. В этой связи терапия не является ни глубокой, ни поверхностной, за исключением того, что таковой ее воспринимает пациент.
Основополагающие идеи метода:
1) Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач.
2) Психологически здоровый или нормальный индивидуум – это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самоценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает “мужеством быть несовершенным”
3) Организм - это открытая система, стремящаяся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом.
4) Существует всеобъемлющая главная программа, которую Адлер назвал стилем жизни, представляющая собой набор субъективных предположений о внешнем мире и превращающихся в набор правил восприятия и действия. Две основные области исследования, ведущие к пониманию стиля жизни — это структура семьи и воспоминания раннего детства.
5) Все поведение, включая симптомы, адаптивно по назначению. Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.
6) Чувство неполноценности является всеобщим и “нормальным”. Оно возникает когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом или при недостаточности соответствия между представлениями понятия себя (Я) и представлениями о картине мира.
7) Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя и “ненормален”.
Введя в обиход широко известное понятие “комплекса неполноценности”, Адлер предположил, что, стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую “неполноценность” путем различных типов компенсации и соответствующих им “стилей жизни”:
* Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
* Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.
* Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации “нормальными способами “. Он “ вырабатывает “ симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза.
Адлерианцы проводият различие между психотерапией и консультированием. Первое - имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.
Адлерианская теория психотерапии покоится на понятии, что психотерапия представляет собой образовательное предприятие, включающее в себя одного или более терапевта и одного или более пациента, сотрудничающих друг с другом. Целью терапии является развитие социального интереса пациента. Для достижения этого терапия должна включать в себя изменение ложных социальных ценностей.
В идеале терапевт-адлерианец представляет собой подлинно сочувствующего, заботливого человека. Он проявляет себя как личность, свободная в чувствах, взглядах и их выражении, как реальный человек, подверженный ошибками, который, при этом, может посмеяться над собой. Тем самым терапевт выступает в качестве модели ценности, которую пациент может попытаться имитировать.
Терапевт ведет себя как заинтересованный друг, показывающий, что он понимает и принимает клиента таким, какой он есть. Это достигается путем избегания высказываний с негативной окраской о поведении пациента, использования высказываний, свидетельствующие о понимании и уважении чувств пациента, включая в свои комментарии позитивную информацию о нем. Терапевт избегает рациональных аргументов и стремления “превзойти в логике” пациента.
Для укрепления веры пациента терапевт использует различные терапевтические приемы, но, прежде всего, веру в себя, готовность слушать пациента без критики. Выражение веры в пациента, отсутствие обвинений, избегание явных требований к нему, могут дать пациенту надежду. Поскольку адлерианцами пациент считается утратившими уверенность в себе, а не больным, то нет ничего удивительного в том, что они часто используют подбадривание.
Процесс адлерианской терапии имеет следующие цели:
1. Стимулирование социального интереса.
2. Уменьшение чувства неполноценности и преодоление уныния, а также
осознание и использование собственных ресурсов.
3. Изменения в стиле жизни личности, то есть восприятия и целей.
4. Изменение ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения или изменение ценностей.
5. Способствовать осознанию индивидом равенства среди своих коллег и
товарищей
6. Помощь в становление человеческим существом, делающим вклад в общее дело.
Сеттинг
Адлерианская пихотерапия строится в форме встреч 2 раза в неделю, при этом вопрос о ее длительности решается через заключение договора о достижении терапевтического результата.
Терапевт-адлерианец и пациент, сидят лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне. Адлерианцы предпочитают работать без стола. Терапия структурирована так, чтобы информировать пациента, что творческое человеческое существо играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия, и что проблемы всякого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, и в особенности, на ложных ценностях. Ошибочные восприятие и ценности могут быть изменены и модифицированы.
Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом. В любых обстоятельствах клиент имеет абсолютную свободу. У него есть возможность решить, хочет ли он продолжать идти старым путем или двигаться в других направлениях. Пациент должен принимать активную роль в терапии. И хотя он может быть в роли студента, он, все же, активный обучающийся, ответственный за успех собственного обучения.
Процесс психотерапии имеет следующие этапы:
1) создание и поддержание “хороших” отношений
2) раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей и их влияния на ход его жизни
3) интерпретация, кульминацией которой является инсайт
4) переориентация.
Терапия требует сотрудничества, что означает согласование целей. Поэтому, при первом (первых) интервью рассматриваются изначальные цели и ожидания. Так как распространенной причиной сопротивления является неспособность терапевта и пациента согласовать цели, общая задача терапевта и клиента заключается в перестраивании целей так, чтобы оба двигались в одном направлении.
Исследование динамики пациента разделено на две части. Прежде всего, терапевт стремится понять стиль жизни пациента, а, кроме этого, влияние, которое этот стиль жизни оказывает на реализацию жизненных целей.
Второй из формальных диагностических процедур является исследование семейной истории пациента, чтобы установить условие, в которых сформировались те убеждения, которые стали основой его стиля жизни. Исходя из этого материала, терапевт пытается понять общий план жизни человека и узнать, на какой стадии данный план приводит к дезадаптивному поведению.
Сновидения так же играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Они воспринимаются как некая предварительная репетиция возможных действи
Важным в терапии считается так же: создание благоприятных условий для инсайта (он является необходимым условием для собственного изменения), выявление скрытых мотивов поведения, а так же саморазрушительных и нереалистичныех предположений.
Терапевт-адлерианец содействует инсайту главным образом при помощи интерпретации. Он интерпретирует сновидения, фантазии, поведение, симптомы, взаимодействие пациента с терапевтом и другими людьми.
В определенный момент, в процессе психотерапии наступает время, когда нужно отказаваться от анализа, и перейти к поощрению пациента действовать, вместо того, чтобы говорить и слушать.
Техники действия
* Адлерианцы нередко используют ролевые игры, технику пустого стула.
* Одна из форм постановки заданий, которую ввел Адлер, называется антипредложением или парадоксальным намерением, когда пациенту предлагают намеренно делать, и даже усилить то, с чем он борется.
* Когда пациент понимает свои цели и хочет измениться, его учат ловить самого себя в самом разгаре своего старого поведения. Соответственно клиент обучается избегать или изменять ситуацию и изменять свое поведение.
* Метод пусковой кнопки. Суть метода заключается в просьбе к пациенту закрыть глаза, воссоздать приятное событие из своего прошлого и отметить то чувство, которое сопровождает это воспоминание. Затем его просят воссоздать какое-нибудь неприятное событие, связанное с болью, унижением, неудачей или гневом, и отметить сопутствующее чувство. Вслед за этим пациент снова воссоздает первую сцену. Таким образом пациента учат тому, что он является создателем, а не жертвой, своих чувств.
Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию.
Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Пациент может в будущем вновь обратиться к терапевту, чтобы тот помог наилучшим образом справиться с жизненным стрессом или продолжить какое-то прерванное дело.
Индивидуальная или групповая?
Адлерианская психотерапия проводится в индивидуальной и групповой формах. Многие адлерианцы до сих считают индивидуальную психотерапию предпочтительным лечением.
Групповая терапия имеет значительное число приверженцев среди адлерианцев, потому что проблемы людей всегда являются проблемами социальными. В адлерианской групповой терапии группа концептуализируется как “повторное переживание семейной системы”. Очень распространено ведение группы двумя ко-терапевтами.
Помимо этого, последователями Адлера была введена множественная психотерапия, при которой несколько терапевтов лечат одного пациента. Она дает возможность постоянного консультирования между терапевтами, предотвращает эмоциональную привязанность пациента к одному терапевту и устраняет или разрушает тупиковые ситуации.
Ряд терапевтов комбинируют индивидуальную и групповую психотерапию, твердо веря в то, что это сочетание делает максимальным терапевтический эффект.
Адлерианские терапевты работают во всех учреждениях, включая школы, исправительные заведения и программы лечения наркоманов и алкоголиков. Особенно широкое распространение получили Адлерианские методики воспитания и обучения детей, а идеи Адлера нашли применение в консультировании по кадровым вопросам, программах менеджмента и разрешении споров между конфликтующими сторонами.
г. Тула, ул. Болдина 93 4872-22-36-49, 915-699-88-90 |
|