8(4872) 22-36-49,   +7(915) 699-88-90

         г. Тула, ул Болдина, д. 93

Классический психоанализ

Основоположником  метода  является австрийский врач и ученый Зигмунд Фрейд. Датой рождения психоанализа можно считать 1900г. – год выхода в свет фундаментального труда З.Фрейда «Толкование сновидений». 

         Именно в рамках психоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности. Так же термин "психоанализ" сегодня относят  одновременно и  к теории развития личности, и к методу исследования, и к терапевтической процедуре. 

         В настоящее время появились различные психоаналитические школы. Но, тем не менее, психоанализ сохранил свою целостность на уровне общих принципов, теоретических положений и техник.

         Классический психоанализ   - это наиболее глубинный способ лечения невротических проблем.  Проводится совместно пациентом и аналитиком. Он позволяет человеку научиться понимать себя и других, изменить свою жизнь так, чтобы она приносила больше  удовлетворения как ему самому, так и его окружению, позволяет избавиться от страданий, которые преследуют человека на протяжении многих лет.    

        В теории  психоанализа существует несколько базовых положений:

1)  В психике нет ничего случайного,

2) События ранних лет  человека имеют первостепенное значение для всей его  последующей жизни

3) Проявление ребенком неосознательных влечений  к родителям является не только причиной неврозов, но и источником возникновения религии, морали, нравственности,     культуры и общества.  

4)  Психика человека   состоит из трех областей:

* Оно (Ид) бессознательного –  состоящего из  влечений и инстинктов, берущих   начало в соматической структуре и проявляющихся в неосознаваемых формах,  всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой.  

* Я (Селф) сознательного - несет функции самосохранения и контроля над требованиями Оно 

* Сверх-Я -  гиперморального - олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть

5)  Существует два основополагающх влечения человека:

-   к жизни (Эрос) 

-   к смерти (Танатос), заключающее в себе инстинкт разрушения.    

     Психоаналитики  полагают, что  бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека, поэтому причиной большинства психических и эмоциональных расстройств является то, что травмирующие   переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Рождается   конфликт, разрешаемый путем вытеснения из сознания " плохих" влечений и желаний. Однако, они не исчезают, а «загоняются» в глубины человеческой психики и рано или поздно дают о себе знать. Бессознательное   проявляется  в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, болезнях, несчастных случаях, может толкнуть человека к   невротическому способу разрешения стоящих перед  ним проблем.  Но благодаря механизмам сублимации, неосознааные конфликты могут  превращаться в творчество или занятие наукой. 

        В клинической практике психоанализ направлен на        излечение от невротических симптомов   через открытие, осознание и принятие  подавленных  воспоминаний. Это носит название  катарсиса, рассматриваемого как окончательная цель психоаналитического процесса.   В процессе анализа происходит интеграция репрессированных  вытесненных   психотравмирующих переживаний в общую структуру личности. Этот процесс является медленным, потому что от аналитика требуется искусно выдержать соответствие между точностью интерпретаций получаемого бессознательного материала и возможностью клиента справиться с его осознаванием, которое может вызывать тревогу, неприятие и психическую боль. Аналитические психотерапевты,  так же, придают  большое значение инсайту, основываясь на предположении, что “базисные изменения” не могут произойти без него.  

         Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя. 

        Центральное место в  психоанализе занимает анализ сновидений. Исследование скрытого смысла сновидений позволяет понять некоторые содержания бессознательного, что может быть затруднено или невозможно при анализе пациентов, находящихся в бодрствующем состоянии.         

     Сеттинг

     Психоанализ проводит специально обученный психотерапевт-психоаналитик.   Психоаналитическое лечение, как метко определила   одна из первых пациенток Фрейда, - это «лечение разговором». Длится оно несколько лет (от 2 до 5) и  подчиняется определенным правилам.

     Стандартная продолжительность приёма - 50 минут.  Первый час беседы    обычно проходит в ключе  знакомства с психоаналитиком и методом   работы, в течение этого времени  клиент может рассказать о себе и своей проблеме. В ходе следующих двух или трёх встреч  клиент более подробно рассказывает о своих затруднениях, формулирует психологический запрос, может услышать мнение специалиста о том, насколько  ему подходит данный вид   работы  и намечает  дальнейший план действий. 

        В ходе последующих психотерапевтических сеансов для раскрытия бессознательного значения поступков, слов,  сновидений  используется   метод свободных ассоциаций:  

       При выборе метода классического психоанализа  частота встреч с психотерапевтом от 3 до 5 в неделю. Пациент лежит на кушетке   таким образом, чтобы не видеть аналитика и   высказывает любые  мысли или рассказывает о сновидениях, которые позднее интерпретируются аналитиком.  Считается, что положение лежа облегчает для пациента  регрессию,  необходимую для повторного переживания травмирующих моментов детства.  Так же, условие   чтобы клиент не видел своего аналитика служит поощрению фантазий клиента по отношению к нему, которые   должны привести к возникновению  переноса.

          Позиция аналитика по отношению к клиенту принципиально нейтральная. Всё происходящее на сессиях является строго конфиденциальным. Профессиональная этика психотерапевта не позволяет ему разглашать и использовать в личных целях информацию, полученную от пациента. За пациентом остается право закончить или прекратить анализ или терапию когда он пожелает, но с обязательным обсуждением этого вопроса с аналитиком. 

         Противопоказаниями для анализа являются неадекватная оценка реальности как следствие магического мышления либо использования таких примитивных механизмов защиты, как проекция, отрицание, сверхидеализация или обесценивание; выраженные саморазрушительные или деструктивные тенденции, садистское или криминальное поведение. Не оставляют возможности для анализа или серьезно ему препятствуют недостаточные физические кондиции пациента, например физическая неспособность посещать сеансы или требующие неотложного вмешательства медицинские проблемы (хирургические). 

 Психоаналитические техники.

        Свободные ассоциации: Клиенту предлагается говорить все, что ему приходит в голову, так, чтобы он не  задерживал  внимания на   препятствиях   со стороны сознания.  Человеку следует говорить такие вещи, которые он считает тривиальными, постыдными или невежливыми.  

         Специфических тем для разговора нет. Пациент может говорить о чем угодно, о чем   хочется, но он не должен говорить об этом слишком мало, и это должен быть монолог. Пациент  может рассказать о своей  жизни в настоящем, поделиться воспоминаниями о прошлом, рассказать о планах на будущее. Любым удобным способом должны быть высказаны чувства относительно себя и других, мечты, фантазии, сновидения,   сексуальные мысли.   

         Иногда такая процедура рождает сильное сопротивление  и  возникает внутренний протест. Наличие сопротивления является очень важным источником анализа: там, где оно присутствует - есть  вытесненное влечение. 

        Анализ сопротивления:  Во время каждого психоаналитического сеанса пациент демонстрирует поведение, которое мешает   лечению.  Он может почувствовать не возможность говорить дальше или что   больше нечего сказать. Клиент может захотеть что-то   утаить от психоаналитика  или почувствовать, что то, о чем о рассказывает – не имеет значения. Также пациент может постоянно повторяться в   рассказах; избегать обсуждения некоторых тем, захотеть заняться чем-то другим; попросить совета вместо понимания; рассказывать только про мысли и игнорировать чувства.

       Анализ сновидений. В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны могут  помочь понять скрытых аспектов “Я”. В сновидении психоаналитик различает явное содержание и скрытые мысли, о существовании которых сознание не подозревает.  

       Анализ “компромиссных” образований сознания: Интерпретация различных аспектов распространённых обыденных жизненных действий:   оговорок, ошибочных действий, забывании слов и имён.  

      Перенос.  Возможно, основным отличием психоанализа от других видов психотерапии является отношение к переносу.  Наличие переноса свидетельствует о наличии не проработанных конфликтов раннего возраста.   Обсуждение переноса является крайне важным аспектом психоанализа, наряду с переживанием сопротивления. 

 Детский психоанализ 

         Детский психоанализ начинался как приложение к взрослому. Отталкиваясь от идей Фрейда, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотта . 

       Идивидуальная детская психотерапия начинается  обычно с 3-х летнего возраста. Частота сеансов 1-4 в неделю, в зависимости от показаний и запроса. За психотерапией ребенка обращаются, обычно, его родители.        

    Техники детского анализа адаптированы к уровню развития Я, достигнутого ребенком.   Детский психоанализ предполагает   более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого ребенок  осваивается в незнакомой обстановке и подготавливается   для  анализа,   происходит исследование   семьи ребенка, приглашение родителей ребенка для беседы. Поэтому, перед началом работы проводится несколько семейных консультаций, необходимых для понимания характера нарушений у ребенка. В дальнейшем   семейные встречи проводятся регулярно.    

    Ведущим в психоаналитической работе с ребенком является метод наблюдения.  Искусство аналитика  состоит в том, чтобы   интуитивно угадывать и чувствовать ощущения ребенка.    

      Детскому психоаналитику  следует  придерживаться следующих правил: 

* Необходима большая эмоциональная выкладка и эмпатия по отношению к маленькому пациенту. 

* При работе с ребенком  лучше использовать метод рисунков и игр, и в процессе  их анализа направить свое внимание на те моменты,  в которых отражаются невротические реакции.

* Стоит  учесть, что внешний мир оказывает  ребенка и  течение его анализа более сильное влияние, чем у взрослого пациента.

* При работе с ребенком аналитику нужно  суметь занять место его Я-идеала  

* Аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении   

    Уникальная особенность детского психоанализа состоит в том, что он происходит в условиях развивающейся и меняющейся личности. Его главное отличие от взрослого анализа - сугубо практический характер. Тогда как у взрослых аналитик узнает о детстве методом реконструкции вытесненного, у детей он наблюдает и реконструирует психические процессы в текущий период через игру и деятельность ребенка и может легко судить о причинах травматизации.

     

     

Контакты и режим работы

map
 г. Тула, ул. Болдина 93
map
 4872-22-36-49, 915-699-88-90
 

 

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

09:00—19:00

09:00—19:00

09:00—19:00

09:00—19:00

09:00—19:00

закрыто

закрыто